Как американцы в СССР летали. Часть 2. Холодная война

Итак, в прошлый раз мы закончили 1968 годом, когда начались регулярные авиарейсы между СССР и США: в течение последующих 10 лет Pan American World Airways летала из Нью-Йорка в Москву на Boeing 707 не реже раза в неделю.С 1969 года рейсы вылетали два раза еженедельно, при этом самолёт совершал промежуточную посадку в Копенгагене (а «Аэрофлот» по пути в США – в Монреале), перелёт занимал 10 часов 50 минут в одну сторону и 11:45 в другую. Однако на сегмент между столицами СССР и Дании билеты не продавались. В 1971 году рейс снова выполнялся раз в неделю, но уже с посадкой в Лондоне. Тоже, разумеется, без продажи билетов Москва-Лондон.

Расписание Pan Am 1971 года

А вот в 1973 году появилась возможность покупать билеты и на сегмент Москва-Лондон. Разумеется, советские граждане приобрести его не могли. С 1975 года рейсы вновь стали летать через Копенгаген и, по аналогии с Лондоном, появились билеты между Копенгагеном и Москвой. Интересно, что рейс Нью-Йорк – Копенгаген выполнялся четыре раза в неделю, но по понедельникам и пятницам самолёт летел дальше из Копенгагена в Москву, а по воскресеньям и четвергам – в Варшаву.

Расписание Pan Am 1973 года

Расписание Pan Am 1975 года

В 1978 году схему опять переиграли: теперь два раза неделю из Нью-Йорка во Франкфурт летел Boeing 747, а затем во Франкфурте пассажиры пересаживались на Boeing 727 до Москвы – то есть, действовала седьмая свобода воздушного пространства. Однако в том же году полёты были приостановлены – в первую очередь по экономическим причинам. Дело в том, что, во-первых, авиакомпания сократила количество рейсов в Европу, во-вторых, граждане СССР не могли купить билеты на рейсы Pan Am – более того, им и не было смысла этого делать, поскольку выездную визу можно было получить, лишь имея на руках билет «Аэрофлота». Соответственно, «Аэрофлот» возил и советских, и иностранцев, а Pan Am – только иностранцев. Позднее ситуация немного изменилась: билеты на рейсы Pan Am советским гражданам могли купить их родственники, живущие за границей, но выписывать билет могло только Центральное международное агентство (ЦМА) «Аэрофлота».

ЦМА «Аэрофлота» образовано в 1964 году для продажи билетов на МВЛ. Потом оно называлось МАМА «Россия» (Межрегиональное Агентство международных авиауслуг «Россия»). В 1994 году оно вместе с Центральным Управлением международных воздушных сообщений, Международным коммерческим управлением, Шереметьевским авиационно-техническим предприятием и Центром международных расчётов объединились в ОАО «Аэрофлот», существующее и поныне.

При этом «Аэрофлот» продавал билеты дешевле – важно было зарабатывать валюту. Поэтому загрузка рейсов американской авиакомпании на сегментах в Москву была очень низкой. Для понимания: бизнес-класс стоил $584 в одну сторону (порядка $3200 в нынешних ценах), эконом от $384 до $429 (то есть, $2100-2400 в сегодняшних ценах). Однако загрузка на сегментах до европейских городов была хорошей, поэтому рейсы выполнялись целых 10 лет.

Между тем ещё 23 июня 1973 года СССР и США во время саммита с участием Никсона и Брежнева подписали соглашение о развитии авиасообщения между странами. В частности, количество частот между Москвой и Нью-Йорком увеличили с двух до трёх в неделю, а также появились возможности для запуска новых направлений: «Аэрофлот» получил допуски на полёты в Вашингтон, а Pan American – в Ленинград. Однако регулярных рейсов по этим направлениям так никто и не запустил. Более того, с 13 января 1980 года «Аэрофлоту» вновь сократили количество частот с трёх до двух в рамках пакета санкций за ввод советских войск в Афганистан.

Интересно, что американцам не разрешали размещать в Москве даже вывеску на здании офиса, который располагался в гостинице «Метрополь» на втором этаже. Тогда они заказали светящиеся короба и поставили их между оконными рамами. В ответ на такую неслыханную дерзость – рекламу, да ещё иностранной компании, да в самом центре Москвы – представительству «Аэрофлота» в Нью-Йорке также разрешили установить вывеску.

Гостиница «Метрополь в 1973 году, офис Pan Am находился в угловой части здания.

Гостиница «Метрополь в 1973 году, офис Pan Am находился в угловой части здания.

Американцы снова начнут летать в Москву в 1986 году, но об этом – в третьей части. Чтобы не пропустить, подпишитесь на наш Telegram-канал или Яндекс.Дзен.

Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии