«Аэрофлот» вернул задержанный 2 июня в аэропорту Коломбо (Шри-Ланка) самолёт Airbus A330. 6 июня он прилетел в Москву с экипажем; пассажиров доставили обратно ранее специально организованными вывозными рейсами. Полётная программа будет возобновлена в ближайшее время, сообщил FrequentFlyers.ru источник в «Аэрофлоте». Пока же билеты ещё недоступны.
Ранее власти Шри-Ланки, написавшие ещё 7 марта гарантийное письмо о том, что российские самолёты не будут задерживаться или арестовываться на территории этой страны, пытались дистанцироваться от ситуации и заявили о том, что их это не касается, а речь идёт исключительно о споре хозяйствующих субъектов – авиакомпании и лизингодателя, и отсутствие разрешения на вылет – лишь обеспечительная мера для суда. Запрет на вылет действовал до 16 июня, а судебное заседание назначено на 8 июня.
Однако российские власти по дипломатическим каналам всё-таки решили вопрос в пользу «Аэрофлота», пригрозив Шри-Ланке охлаждением отношений между двумя странами. В итоге борт RA-73702 стал первым самолётом российской авиакомпании, который смог вернуться обратно после введения «авиационных» санкций, предписывающих европейским лизингодателям разорвать контракты операционного лизинга с российскими авиакомпаниями.
Интересно, что с точки зрения международного права эти действия незаконны: санкции может накладывать только совет безопасности ООН; несмотря на то, что договоры лизинга расторгнуты в одностороннем порядке, российские авиакомпании также не считают их расторгнутыми и по-прежнему вносят лизинговые платежи; правда, уже в рублях и на специальные счета в российских банках, с которых лизингодатели из недружественных стран могут забрать средства только если зарегистрируют юрлицо в России.
Всего «Аэрофлот» потерял три самолёта: это два Airbus A320 (VP-BAC, VP-BET) и один Airbus A321 (VP-BOE). Все они 27 февраля улетели в аэропорты Европы (Мюнхен, Амстердам и Женеву), но не смогли вернуться из-за закрытия воздушного пространства Евросоюзом. Остальные машины остались в России. Также авиакомпания не получила несколько законтрактованных бортов, однако их нельзя считать потерянными, т.к. они и не поступали во флот перевозчика.