Зачем нужны топливные сборы

Авиакомпания Nordwind с сегодняшнего дня отменила топливные сборы и включила их в тарифы. Несколько лет назад от сборов отказалась «Победа». Нет сборов у большинства зарубежных лоукостеров. Тогда зачем вообще нужны сборы? Ведь в такси нет сбора за бензин, а в электричке нет сбора за электричество. Рассказываем, откуда взялся топливный сбор в авиации:

Казалось бы, действительно нелогично – ладно брать деньги за дополнительные услуги или повышенный комфорт типа места у аварийного выхода, но без топлива самолёт обойтись не может! Это такой же бред, как брать в кофейне сбор за кипяток, потому что без него не кофе не сваришь. И сбор за мытьё чашки. Нет, понятно, что всё это учтено в себестоимости напитка и вы от него не можете отказаться, поэтому никто не указывает на ценнике простыню из всех статей расходов – клиента всё равно интересует только сумма «ИТОГО».

Конечно, в ряде случаев подробная смета нужна. Преимущественно в b2b-сегменте при проектах с ограниченным бюджетом. Там действительно заказчик может посмотреть на смету и сказать что-то типа: «Давайте возьмём ведущего не из Камеди Клаба, а вместо Лепса пригласим ВИА «Кабачки», да и шариков можно в два раза меньше», тогда он уложится в свой бюджет на корпоратив. Но в авиаперевозках пассажир не может повлиять ни на что, а платит, сколько скажут.

В СССР топливного сбора не было – только фиксированные тарифы, которые зависели в первую очередь от расстояния, а также от типа воздушного судна: на реактивном лететь было дороже, потому что быстрее. У нас он появился только в девяностых годах, когда начали копировать западную модель экономики авиакомпаний.

А на Западе топливный сбор (обозначается буквами YR) впервые появился в 1973 году. Тогда наступил мировой топливный кризис: страны-поставщики нефти дружно ввели эмбарго на поставку нефти США и их союзникам за поддержку Израиля в Арабо-израильской войне 1973 года. Нефть поэтапно подорожала в четыре раза, и чтобы не пересчитывать все тарифы на авиаперевозки по всем направлениям при каждом повышении цен на нефть, и были введены топливные сборы, привязанные к расстоянию и стоимости топлива. Стоимость билетов пересчитывать стало гораздо легче: повысил сбор – и все автоматически подорожали на нужную сумму.

Самое главное: изначально топливные сборы планировались как временная мера. Однако потом размер сборов перестал коррелировать и со стоимостью топлива, и с расстоянием. Оказалось, что сбор позволяет оптимизировать налоги (в ряде стран он не облагается налогом), а также представляет собой прекрасный инструмент «маркетинга» – типа, в рекламе указываешь тариф, а про сбор умалчиваешь. Покупателю кажется, что так дешевле – до сих пор в США на ценниках в магазинах по той же причине не включают налог с продаж, например. Или скидку можно давать не на стоимость билета, а на тариф без сборов. Наконец, для многих в какой-то момент становится откровением, что бесплатных авиабилетов за мили не существует, а нужно доплатить сборы. Причём бОльше, чем у авиакомпании-конкурента стоит билет. У некоторых авиакомпаний можно сборы тоже оплатить милями, но миль нужно будет в несколько раз больше.

Из-за того, что топливные сборы давно перестали быть собственно топливными, в ряде стран даже законодательно запрещено их так называть. Называют «сборы, навязанные перевозчиком». Так хотя бы честно.

Однако теперь история повторяется: в 2022 году некоторые авиакомпании, например, Air Asia, начинают вводить топливные сборы. А те, у которых они существовали, эти сборы повышают – например, Emirates, JAL, ANA и т.п.

Подписаться
Уведомить о
guest

3 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Андрей
Андрей
2 лет назад

Почему билетов целиком за мили не существует? Вон у втб за мили целиком билеты, без доплат и «цена» в рынке. Афл — да, там мили — это фантики какие-то, но опять же, можно целиком милями расчитаться без доплат, но тут милями выходит подороже, чем деньгами.

Anton
Anton
2 лет назад

У Люфтганзы, например, топливный сбор тоже можно милями оплатить. Так что существуют