«Победа» отменила сбор в размере 25 евро и придумала новый

Авиакомпания «Победа» с сегодняшнего дня повысила стоимость билетов для пассажиров, вылетающих из-за границы в Россию. Если раньше со всех, кто не зарегистрировался онлайн, перевозчик сдирал в аэропорту 25 евро, то с сегодняшнего дня этот сбор отменен. Однако вместо него введен новый: билеты из-за рубежа подорожали в среднем на 5 евро (350 рублей). Таким образом «Победа» компенсирует потерю выручки от тех пассажиров, которые вынуждены были платить по 25 евро. По статистике «Победы», таких было около 10% пассажиров, то есть, при 189 пассажирах в самолете и 90-процентной загрузке получалось в среднем 400 евро дополнительной выручки. Нетрудно подсчитать, что если на 5 евро повысить стоимость всех билетов, то выручка увеличится примерно на 850-900 евро. Таким образом, отказ от 25-еврового сбора, признанного незаконным, теоретически позволит «Победе» зарабатывать даже больше, чем раньше.

Но это лишь теория, поскольку тут стоит вновь напомнить про динамическое ценообразование и тарифные классы. Работает оно следующим образом: в систему бронирования загружается пара десятков разных тарифов с тем или иным шагом. Например, 2000 рублей, 2500 рублей, 3000 рублей, 3500 рублей, 4000 рублей и так далее. Цена билета состоит из тарифа и сборов, величина которых являтся постоянной. Что происходит далее? Далее алгоритмы умной системы бронирования пытаются максимизировать выручку с рейса.

Например, установлен тариф 3000 рублей. Система анализирует динамику продаж билетов по такой цене и пытается спрогнозировать, как быстро при такой цене они будут раскуплены. Хорошо продаются билеты? Окей, ставим 3500 рублей и смотрим, как будут брать по 3500. Все равно хорошо берут? Окей, вот вам 4000 и так далее: в общем и целом чем быстрее раскупаются билеты, тем быстрее они дорожают.
Плохо продаются билеты? Окей, снижаем до 2500. Все равно плохо? Ладно, выставим по 2000. Хорошо стали брать? Вот вам опять 2500. Цена может меняться несколько раз в день.

Но что мы получаем от увеличения всех тарифов на 350 рублей? Получится уже не 2000, а 2350. И не 2500, а 2850. Это меняет динамику продаж и, скажем, 3000 — это уже 3350, а значит, для кого-то это дорого. И если для многих это дорого, что системе придется выставлять билет уже по 2850, хотя по 3000, возможно, они продавались бы лучше. Главная же мысль в том, что если бы пассажиры были готовы платить дороже, чем сейчас — они и сейчас платили бы дороже. А если они платить дороже не готовы, то система бронирования не позволит им заплатить больше, чем можно заплатить.

В конечном итоге любая правильно настроенная система бронирования будет при наличии свободных мест продавать билеты по себестоимости или еще дешевле: главное — не создать убытков, когда цена билета меньше стоимости обслуживания пассажира в аэропорту и увеличения расхода топлива от того, что он летит. Поскольку аэропортовые сборы в Европе составляют в среднем 7-15 евро за пассажира, плюс топливо и комиссии платежных систем — получаем, что при цене билета менее 2000 рублей выгоднее везти воздух, чем пассажира.

Для сохранения статуса-кво «Победа» просит пассажиров все равно регистрироваться онлайн, поскольку в зарубежных аэропортах сбор за регистрацию на стойке выделен из аэропортовых сборов и взимается хендлинговой компанией. Если этого не делать и принципиально регистрироваться на стойке, то рано или поздно авиакомпании придется поднимать цены, что приведет к снижению спроса и убыточности того или иного направления: невидимая рука рынка приведет к тому, что лоукостер перестанет куда-то летать.

Илья Шатилин

0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии