Несбывшийся «Аэрофлот». Какие советские самолеты так никогда и не полетели. Часть 4: советские А380.

Продолжение. [Часть 1] [Часть 2] [Часть 3]

Казалось бы, разработанный к середине 2000-х годов самый большой в мире пассажирский самолет Airbus A380 — чудо инженерной мысли, новое слово в науке и технике, квинтэссенция современных технологий. Да, но нет. Еще в начале 1980-х, за 20 лет до этого, в СССР началась разработка собственного двухпалубного лайнера.

Работы начались в 1983 году в киевском ОКБ Антонова, а самолет предполагалось назвать Ан-418. Почему именно такой индекс? Потому, что 4 запорожских двигателя Д-18TM. Забегая вперед, скажем, что проектировался двухдвигательный самолет Ан-218 и трехдвигательный Ан-318, о которых мы расскажем позднее. «Четыреста восемнадцатый» Ан представлял собой пассажирскую версию только-только созданного (первый полет 24 декабря 1982 года) тяжелого военно-транспортного самолета «Ан-124», он же «Руслан». В Советском Союзе это вообще была распространенная практика: сначала выпускаем военную машину, а потом уже из нее делаем гражданскую. Например, первый реактивный самолет Ту-104 — не что иное, как немного видоизмененный бомбардировщик Ту-16.

Модель Ан-418 в музее ОКБ Антонова

Ан-124 превращался в Ан-418 путем нехитрых изменений фюзеляжа: грузовые люки убирались, появлялись входные двери, аварийные выходы, иллюминаторы, которых у грузового самолета не было; кроме того, появлялся пол, разделяющий фюзеляж внутри на две палубы, и, конечно, система кондиционирования и вентиляции, способная поддерживать комфортную для пассажиров «высоту в кабине»: у грузовика давление в салоне вдвое ниже, чем у пассажирского самолета, и приемлемое для человека поддерживается лишь в кабине пилотов. Но самое главное — менялась аэродинамическая схема: грузовой высокоплан (крыло в верхней части фюзеляжа) превращался в низкоплан (крыло в нижней части фюзеляжа). Также у Ан-418 были другие стойки шасси.

Модель Ан-418, видно стойки шасси

Ан-418 в одноклассной компоновке мог бы вмещать более 800 пассажиров, а в двухклассной — 690. Максимальная дальность полета составляла 10000 километров. В менее плотной компоновке с большим бизнес-классом и 500-550 креслами самолет мог бы летать на 12-13 тысяч километров. Очень похоже на A380, правда? Тот вмещает до 853 пассажиров по Exit Limit и 525 с типовым трехклассным салоном.

Ан-418

В 1985 году было принято решение приоритетным проектом широкофюзеляжного самолета сделать Ил-96, одновременно партия поручила ОКБ Антонова разработку Ан-225 «Мрия» и работы над Ан-418 были временно приостановлены, однако в 1987 году снова возобновлены. В 1990 году было построено два фюзеляжа Ан-124 без грузовых люков — именно они должны были стать первыми испытательными лётными образцами пассажирской версии. Однако в 1991 году стало уже не до этого, машины достроили как грузовые и передали заказчикам, а в 1993 году проект Ан-418 был окончательно свернут, оставшись только в виде моделей самолетов: независимая Украина в святые девяностые (да и сейчас тоже) была не в состоянии потянуть такой проект.

Зато его смогли потянуть в Европе: часть инженеров ОКБ Антонова нашли работу в Airbus, и, по слухам, вместе с чертежами — говорят, что центральная часть фюзеляжа A380 полностью повторяет центральную часть Ан-418, французы изменили лишь носовую часть, перенеся кабину пилотов на нижнюю палубу, чтобы улучшить обзор во время руления в аэропорту. Мы чертежей не видели, поэтому утверждать этого на 100% не будем.

Ан-418 — не единственный советский двухпалубный самолет. Существовали и другие концепции, правда, лишь на бумаге. В частности, двухпалубным мог стать… Ил-86! Одна из первоначальных идей заключалась в том, чтобы еще один пассажирский салон разместить в нижней части фюзеляжа — там, куда впоследствии все сами складывали свои чемоданы.

Один из первоначальных вариантов компоновки Ил-86, начало 1970-х

В начале 1990-х нарисовали и Ил-96-550: самолет с фюзеляжем в форме «восьмерки»: внизу широкая часть, как у обычного Ил-96, наверху — узкая, как у Ту-154. Однако в девяностые такой самолет был никому не нужен и разработки по этому проекту не велись, кроме двигателя НК-93. Двигатель дожил даже до летных испытаний в 2007 году, но потом финансирование прекратили, и…

Ил-96-550

Ил-96-550

Это, конечно, рисунок, а не реальный самолет.

Еще предполагалось сделать Ил-196, тоже до 800 пассажиров, но на бумаге.

Ил-96-550 находится примерно там же, где и Трансаэро. Любительский рисунок.

И, наконец, самый интересный проект: настоящий аэробус! То есть, самолет-автобус. Если уж переделывать военный самолет, то почему бы не взять самый распространенный транспортник Ил-76? Внутри его фюзеляжа предлагалось разместить два салона: верхний на 184 и нижний на 66 пассажиров. При этом внизу в каждом ряду размещался бы один блок из трех кресел, а рядом бы располагались багажные контейнеры.

Пассажирский Ил-76

Продолжение: Часть 5

Читайте также: КР-860: несбывшийся двухпалубный самолет из 1990-х

Илья Шатилин

Views:

8 comments for “Несбывшийся «Аэрофлот». Какие советские самолеты так никогда и не полетели. Часть 4: советские А380.

  1. 15/03/2019 at 20:49

    Интересные проекты, которые не были реализованы, но может быть оно и к лучшему. Требования к пассажирским самолетам за последние 20 лет претерпели существенные изменения.

  2. 19/03/2019 at 09:56

    Бизнес-класс появился в СССР в 1988 году. Если в проектах и встречался иной класс. кроме туристского, то это был первый.

  3. ыва
    23/03/2019 at 18:28

    а380 хуже окупаются, чем новые боинги
    если уж вы в статье сретесь что он слизан якобы с наших крутых картинок-каракулей.
    проект закрывают, делаются последние самолеты.
    читайте хотя-бы википедию, если не верите.

    а такой самолет как на картинках в статье в россии появится ни в 2000е ни сейчас бы не мог, да и в ближайшем будущим тоже
    ни денег, ни столько людей умных, ни управленцев нормальных. он бы просто не окупался в стоимости топлива в расчете на одного пассажира.

    сухой суперджет на которых у всех рвота начинается, много кем используется сейчас? хотя половина запчастей иностранных стоит.

    посмотрите сколько у нас запусков удачных в космос.. все сразу станет понятно. в каком состоянии авиа-космос промышленность

  4. ВотТак
    26/03/2019 at 19:27

    Все эти проекты – деньги на ветер то есть результат О . И таких проектов в СССР было до дура. Можете порыскать, а вместе с тем надо учесть, что море оружия поставлялось всяким голодранцам во имя мировой революции причём под нулевые кредиты. Так что думайте сами, решайте сами иметь или не иметь. Так ведь и сейчас в друзьях у нас только голодранцы.

  5. Stanislav
    19/07/2019 at 23:06

    Ни хера вы не патриоты своей Родины…!!!

  6. Jegor
    21/07/2019 at 16:41

    Ил-96-550 вполне возможно, что увидит свет. Но как транспортник, а не пассажирский.

    https://diana-mihailova.livejournal.com/3277444.html

  7. Бабай-Ага
    21/07/2019 at 19:09

    Дочитал до фразы: “Ан-124 превращался в Ан-418 путем нехитрых изменений фюзеляжа” дальше ржал, как ненормальный, надорвал грыжу, получил гастрит миокарда и инсульт нижних полушарий головного мосха.
    Умер.

  8. Denis Flashmeer
    25/07/2019 at 10:55

    Жалко, что достижения великой страны так дёшево пустили на дно господа горбачёвы, гайдары, чубайсы, шапошниковы, ельцыны и прочая нечисть, многие из которых живы и по сей день, о чём нам свидетельствуют центральные каналы TV. А надо бы висеть им на фонарях до Магадана , а не жить припеваючи в московских квартирах с видом на Москву реку и маячить в новостях каждый день по телевизору.

Leave a Reply to Ратник Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *