Эйндховен: где это и зачем туда открыли прямые рейсы

Когда я полетел первым прямым рейсом из Москвы в Эйндховен в конце декабря, многие комментаторы в Facebook и Instagram недоумевали: что же там делать? Зачем туда лететь? Это же какая-то забытая богом дыра! Между тем путешествие оказалось одним из самых интересных и насыщенных впечатлениями за последнее время и пора рассказать, почему. И чем вообще в этом Эйндховене заниматься. Думаю, что 150 остальных пассажиров того же рейса (он выполняется 4 раза в неделю) меня поддержат.

Во-первых, кататься на велосипеде, как и везде в Нидерландах. Здесь велодорожка проложена даже в аэропорт и через полчаса вы будете в центре. Велосипедистам здесь везде приоритет, в местах пересечения велодорожек и автомобильных дорог имеются своего рода развязки, построены специальные тоннели и кругом множество велопарковок.

Велопарковка около вокзала в Эйндховене

А там, где велодорожек нет, нанесена специальная разметка, напоминающая о совместном использовании проезжей части двухколесными и четырехколесными. Взять напрокат велосипед стоит около 10 евро в день. После езды по российским городам получите ни с чем не сравнимое удовольствие — и даже если вы последний раз крутили педали в школе, то здесь вся атмосфера способствует тому, чтобы оседлать железного коня.

Велосипедный тоннель в Эйндховене

В отличие от Амстердама, где на велодорожках, как в Москве, то и дело стоят зазевавшиеся туристы, в Эйндховене вас никто не будет раздражать своим присутствием. Никаких тебе толп китайцев с фотоаппаратами, никаких лавок с сувенирными клогами или футболками с марихуаной: это настоящая Голландия и вот эта лубочная туриндустрия здесь вообще не представлена, что радует опытного путешественника.
В крайнем случае напрокат можно взять и мопед; на них местные тоже вовсю катаются по велодорожкам.

Один из велосипедных тоннелей в Эйндховене

Во-вторых, наслаждаться брутализмом. Эйндховен два раза бомбили во время Второй Мировой войны: сначала немцы, потом союзники. Город был крупным промышленным центром. После войны здесь решили не восстанавливать всё с нуля, заменяя древние постройки новоделом, а начали строить современные на тот момент здания. То есть, небольшой исторический центр со старинными домиками и собором остался, но появилось множество зданий в стиле Ле Корбюзье.

Дома на ножках, прямоугольные пруды с бетонными конструкциями – у нас подобное, увы, мало где встречается в таком виде

Именно такими в фантастических фильмах шестидесятых показывали города будущего, и вот этого «ретрофутуризма» в Эйндховене хоть отбавляй. Для полного погружения в атмосферу отправляйтесь, например, в район Технического университета и загляните в местную библиотеку.

Библиотека технического университета Эйндховена

Брутализм и велосипеды

А фраза «Да у нас таких же бетонных ящиков в каждом городе хоть отбавляй» сразу выдаст человека, не разбирающегося в архитектуре. До СССР брутализм дошел лишь в восьмидесятых, на закате империи, и архитектурных ансамблей в таком стиле построено крайне мало, в основном это отдельные здания.

Беседка в Эйндховене

В-третьих, попасть в хипстерский рай. Раньше в Эйндховене было одно крупное градообразующее предприятие: Philips. В девяностых годах штаб-квартира переехала в Амстердам, а производственные мощности — на контрактные заводы в Юго-Восточной Азии. Огромное количество производственных зданий превратились в лофты, где открылись дизайн-студии, магазины и рестораны.

Пешеходный переход в лофт-квартале Эйндховена

С дизайном тут действительно все хорошо: Эйндховен неспроста называют столицей европейского дизайна и причина этого проста: в регионе хорошо развита промышленность, которая идеи местных дизайнеров способна воплотить и жизнь, так что они не остаются 3D-рендерами в компьютере, а получают вполне реальное воплощение.

Видимо, поэтому многие из наших дизайнеров едут сюда подсмотреть идеи, а потом продают то же самое на «Флаконе». Причем многие идеи достаточно просты в реализации: например, кресло из старых шпал можно не покупать за несколько тысяч евро, потому что оно дизайнерское, а сделать самостоятельно.

Светильник из старых труб

Отдельно стоит упомянуть про различные светильники: Philips-то начинала с электроламп, и в освещении тут действительно знают толк. Даже уличные фонари здесь меняют цвет в зависимости от обстановки, создавая определенное настроение, так что теперь вы понимаете, куда ездили сотрудники Boeing, придумавшие Sky Interior. А еще в Эйндховене каждый ноябрь проходит фестиваль лайт-арта GLOW.

Уличные фонари в Эйндховене меняют цвет

Кварталы лофтов сохранили индустриальную атмосферу

Один из цехов превращен в огромный скейтпарк

Четвертое — это шоппинг. Обилие дизайнеров приводит к тому, что здесь в центре города много интересных местных марок, а не только магазины H&M, Zara да Jack&Jones, как в типичном небольшом европейском городе. В плане одежды и товаров для дома здесь действительно есть что купить, скучно не будет. Правда, не рассчитывайте на то, что это будет очень дешево: ну так Эйндховен и не город для туристов-бэкпекеров, сюда едет более зрелая и состоятельная публика.

Торговый центр в центре Эйндховена, но все мысли лишь о шпиле

В-пятых, кроме дизайна и лайт-арта в Эйндховене полно художественных галерей, причем некоторые из них (например, Kazerne) объединены с ресторанами. Обязательно нужно сходить в музей современного искусства Ван Аббе, где собрана крупнейшая в мире коллекция работ Эла Лисицкого, а также имеются картины Кандинского и Пикассо.

Главная проблема цитат великих людей – в том, что все верят в их подлинность.

Музей ван Аббе, Эйндховен

Музей ван Аббе, Эйндховен

Это инсталляция или перформанс?

И при этом в музее нет никаких толп и очередей: можно спокойно и вдумчиво его обойти. Интересна и сама архитектура здания. Но самое важное — это, конечно, Нюэнен: небольшой поселок рядом с Эйндховеном, где некоторое время жил и работал Ван Гог. Во время нюэненского периода он написал ряд самых известных картин, например, «Едоки картофеля», причем, оказывается, их было три версии.

В Нюэнен легко найти ракурс, с которого Ван Гог писал ту или иную картину

И в музее художника в Нюэнене вам настолько интересно расскажут про него, что он предстанет для вас живым человеком, а не персонажем из песни про лабутены. В музее есть даже интерактивные экспонаты: крутишь ручку и картина Ван Гога превращается в фотографию того же самого места сейчас.

Ван Гог. Автопортрет.

В доме, где висит селфи Ван Гога, можно переночевать

И уж на что я спокойно отношусь к живописи — но даже мне было интересно и захотелось узнать больше. Все дело в том, как они рассказывают: грубо говоря, вам не просто покажут «дом родителей Винсента, в котором он жил в пристройке», а расскажут, почему он оказался в пристройке, в чем был конфликт, про его взаимоотношения с проституткой, про то, как картины почтой отвозили заказчикам. Одним словом, станете лучше разбираться в искусстве.

В этом доме жила одна из возлюбленных Ван Гога. Сейчас здесь жилой дом, хозяйка которого частично превратила его в музей и водит частные экскурсии (salonnuneville.nl)

В-шестых, Эйндховен — это гастротуризм. Обязательно нужно зайти съесть селедку целиком, держа ее за хвост и запрокинув голову назад в Sea Bas (не бойтесь, это филе);

сходить на фудмаркет на улице Smalle Haven и попробовать там всё, что приглянется (фудмаркет — это не рынок, а что-то типа фудкорта, только не с сетевыми, а небольшими локальными едальнями и общими для всех столами). Причем можно не обходить его весь, а выбрать еду в мобильном приложении и указать номер стола.

Фудмаркет в Эйндховене

Фудмаркет в Эйндховене

Выпейте женевера в Bottle Distillery и попробуйте понять, чем он отличается от джина. Не пьете крепкое? Здесь же расположена крафтовая пивоварня Stadsbrouwerij Eindhoven. А в Нюэнен вообще есть Restaurant De Lindehof с двумя звездами Мишлен — и, кстати, не особо дорогой для заведения такого уровня.

Высокая кухня De Lindehof

А на крыше отеля NH Collection расположен единственный в городе панорамный бар Vane. Говорят, бронировать стол там нужно за месяц, но я жил в этом отеле и без всякой брони ходил туда завтракать.

Панорама Эйндховена из Vane

Пекарня в одном из лофтов

В-седьмых, Эйндховен (EIN) — второй по величине аэропорт в Нидерландах после Амстердама, это крупный лоукостерный узел: авиакомпании Ryanair, Wizz Air и Transavia выполняют отсюда рейсы по более чем 60 направлениям. Кроме того, есть прямое автобусное сообщение с Амстердамом: около 1,5 часов в пути, билет стоит 22,5 евро (впрочем, из самого Эйндховена можно уехать вдвое дешевле). Так что полет в Эйндховен может стать еще и удобным пересадочным узлом для поездки по Европе. «Победа» даже планирует запустить сервис Fly&Bus до Амстердама. Но на несколько дней здесь все-таки стоит остановиться.

В EIN нет ни телетрапов, ни автобусов: пассажиры лоукостеров ходят по перрону пешком

И, конечно, многие едут в Эйндховен работать: в регионе Северный Брабант больше нет Philips, но есть множество хайтек-компаний, например, NXP (производитель микросхем) или ASML, на оборудовании которой выпускается большинство процессоров и модулей памяти в мире. Здесь же, кстати, изобрели 3D-принтер и построили, то есть, напечатали первое здание с его использованием. Так что айтишники и инженеры едут сюда со всего мира и население города постоянно растет.

Даже здание вокзала имеет форму радиоприемника, напоминая о Philips

Илья Шатилин

Самые дешевые билеты из Москвы в Эйндховен и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

23.10.2019

02.12.2019

Прямой

Билеты от 7 104

09.10.2019

15.10.2019

1 пересадка

Билеты от 6 758

23.10.2019

02.12.2019

2 пересадки

Билеты от 9 342

Views:

8 comments for “Эйндховен: где это и зачем туда открыли прямые рейсы

  1. Big Shadow
    09/01/2019 at 08:54

    Про ваш вопрос под фото: “Это инсталляция или перформанс?”
    Перфоманс требует физического присутствия художника. Так что однозначно не перфоманс )

    • Frequentflyers
      09/01/2019 at 11:13

      Но табуреты намекают на то, что на них кто-то должен сидеть! 😉

  2. Big Shadow
    09/01/2019 at 09:21

    Т.к. заметку эту будут читать многие, то сделаю несколько уточнений. Здания на фотках вначале заметки скорее относятся к “интернациональному стилю”. А вот беседка это яркий пример брутализма. Оба направления используют принципы функционализма, которые были сформулированы Ле Корбюзье – одним из пионеров архитектурного модернизма.
    Если вы, как и я, ценитель брутализма, то многие шедевры этого направления представлены в Лондоне. И у нас в Киеве тоже койчо имеется 🙂

    • Frequentflyers
      09/01/2019 at 11:12

      А как же поставленные друг на друга призмы?

      • Big Shadow
        09/01/2019 at 17:51

        Строение имеет определённые признаки разных стилей. Колоны в основании зданий однозначно “брутальные” ) А всё что выше, уже не так однозначно, как мне кажется. Не могу настаивать )
        Вам доводилось видеть фильм 1967 года “Время развлечений”? Сюжет просто встроен в архитектуру. Надеюсь вам понравится.

        P.S.
        Ещё в Эйндховене есть замечательный музей предприятия DAF. Располагает очень большой коллекцией автомобилей.

        • Frequentflyers
          09/01/2019 at 19:06

          Оно частично перестраивалось в 2000-х, фасады раньше имели более характерный вид. За фильм спасибо.

    • Frequentflyers
      09/01/2019 at 11:13

      В Киеве шикарная гостиница «Салют» была!

      • Big Shadow
        09/01/2019 at 17:30

        Она и по сей день жива, гостишка эта.

Leave a Reply to Big Shadow Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *