В России остается последняя авиакомпания, летающая на Як-42

В России в скором времени останется только одна авиакомпания, выполняющая регулярные пассажирские рейсы на самолетах Як-42. Последним оплотом* советской реактивной авиации будет КрасАвиа, у которой имеется 11 машин этого типа. Другой крупный эксплуатант, удмуртская Ижавиа, в течение лета этого года планирует вывести все самолеты из эксплуатации и заменить их подержанными “Боингами 737-700“. Средний возраст этих самолетов в обеих авиакомпаниях составляет 28 лет: большинство машин было выпущено в конце 1980-х и начале 1990-х годов. В первой половине девяностых массовое производство Як-42 было остановлено, однако у Красавиа есть один самолет даже 2000 года выпуска.

Ижавиа выводит Як-42 с регулярных рейсов

Сам Як-42 выпускался в различных модификациях с 1977 по 2003 годы. В настоящее время Саратовский авиазавод, где и строили эти самолеты, частично снесен, частично превращен в торговый центр, частично перепрофилирован под производство стройматериалов. Рядом с ним стоит единственный в России памятник заводу. Внешне он похож на надгробие с надписью “1931-2012”.

Як-42 был разработан в середине семидесятых годов в качестве замены Ту-134. Правда, его решили сделать трехдвигательным, как Boeing-727 и Ту-154, что уже в те годы считалось достаточно архаичным; однако двигатели впервые в советском авиастроении были турбовентиляторными, то есть, имели большую степень двухконтурности. Степень двухконтурности – это разница в объеме воздуха, проходящего через внешний и внутренний контуры двигателя; у двигателя Д-36, устанавливавшегося на Як-42 это значение составляет 5,34 (для сравнения, у CFM-56 разных модификаций для Airbus A320 и Boeing 737 – от 5,5 до 6, лишь у новейшей серии LEAP для A320neo и B737 MAX от 10 до 11); от степени двухконтурности (грубо) зависит экономичность двигателя.

Турбовентиляторный двигатель

Анимация двухвального турбовентилятора с высокой степенью двухконтурности. A. Ротор низкого давления B. Ротор высокого давления C. Компоненты статора 1. Гондола 2. Вентилятор 3. Компрессор низкого давления 4. Компрессор высокого давления 5. Камера сгорания 6. Турбина высокого давления 7. Турбина низкого давления 8. Сопло газогенератора 9. Сопло вентилятора

Массовым, однако, Як-42 так и не стал: было построено всего 183 самолета, в основном во второй половине восьмидесятых. Дело в том, что в 1982 году произошла катастрофа, в ходе которой хвостовой стабилизатор самопроизвольно отклонился на пикирование: примерно как у 737 MAX, только не из-за особенностей работы компьютера, а из-за конструктивного дефекта механизма привода. На два года эксплуатация и производство Як-42 были приостановлены, а после развала СССР по понятным причинам развалилось и производство: после 1993 года выпущено всего несколько самолетов.

Як-42 авиакомпании Красавиа

Большинство машин было построено в одноклассной компоновке на 120 кресел. В восьмидесятых годах существовали проекты модернизации Як-42: это и уменьшенный двухдвигательный Як-46, и увеличенный двухдвигательный Як-46… В конечном итоге путем глубокой модернизации этой машины получился совсем другой самолет: МС-21.

Красавиа пополнила свой флот “Яками”, получив остававшиеся после закрытия “Саратовских авиалиний” самолеты. Они летают по таким маршрутам, как Уфа-Новый Уренгой, Уфа-Нарьян-Мар, Новокузнецк-Ухта, Красноярск-Хатанга и т.п.

*Ещё живо “Вологодское авиапредприятие” с 5 маленькими Як-40 второй половины 1970-х годов, они летают из Вологды в Москву и Петербург

Илья Шатилин

Views:

5 comments for “В России остается последняя авиакомпания, летающая на Як-42

  1. вский
    27/03/2019 at 19:09

    “… и заменить их подержанными “Боингами 737…”
    И это ПРАВИЛЬНО ! И это ВЕРНО !!
    На днях, кремлёвский вождь краснорожих заявил, что запускаемого Харасавэйского газового месторождения хватит НАДОЛГО !
    А кому не хватит – пущай ехают на велосипедах и ишаках.

  2. Maksim
    28/03/2019 at 19:24

    Ещё есть ЗАО ЮТэйр. Не забывайте)

    • Frequentflyers
      28/03/2019 at 22:25

      Ну это все ж не регулярка

    • ММ
      30/03/2019 at 15:01

      и на Яках 40 летает еще и Северсталь- регулярные Череповец-Великий Устюг.

  3. Оleg
    07/04/2019 at 14:07

    И на Камчатке Як-40 еще возят пассажиров

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *