ФАС хочет загнать авиакомпании в никуда

Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в интервью телекомпании НТВ вновь заявил о далеко идущих планах ведомства по борьбе с российскими авиакомпаниями. По его словам, используемые ими зарубежные системы бронирования (Sabre, Amadeus и т.п.) предназначены для того, чтобы «грабить потребителя». Меры, которые примет ФАС, будут нацелены на то, чтобы устранить завышение тарифов «сверх экономически обоснованных», но при этом «не угробить заблаговременную продажу билетов». По словам Артемьева, в среднем 20% кресел в эконом-классе остаются недозагруженными, но перевозчики не снижают цены, предпочитая возить воздух. Авиакомпании считают, что борьба с этой практикой — это путь в никуда. И вот почему:

Именно «путем в никуда» назвал инициативу представитель одного из крупных российских перевозчиков, пожелавший остаться анонимным. «Заполнение оставшихся мест на рейсе по тарифам ниже экономически обоснованного лишь увеличит убытки авиакомпаний, поскольку каждый дополнительный пассажир имеет определенную себестоимость перевозки — от стоимости бортпитания, обслуживания в аэропорту и обработки багажа до увеличения расхода топлива. При этом за счет тех, кто покупает билеты в последний момент по более высоким ценам, компенсируется убыток от тех, кто покупает их раньше по низкой цене. Попытка изменить эту практику приведет к разрушению бизнес-модели всех авиакомпаний, основанной на динамическом ценообразовании. При этом большинство пассажиров будут стремиться купить билет накануне вылета, лишая авиакомпанию оборотных средств на перевозку самих себя: покупая билет заранее, они по сути кредитуют перевозчика. В результате какие-то авиакомпании просто закроются, а другие переложат новые убытки на пассажира, что приведет лишь к росту цен на билеты. Это путь в никуда».

Действительно, суть динамического ценообразования заключается в том, чтобы максимизировать прибыль с каждого рейса, изменяя цену на билет в зависимости от динамики спроса. Изменение цены может происходить даже несколько раз в день в зависимости от того, насколько вероятным алгоритмы системы бронирования считают продажу оставшихся кресел. То есть, в идеальном для авиакомпании мире все места продаются по максимальному тарифу, в идеальном для пассажира — по минимальному. Однако желающих лететь дорого находится не так много (за исключением периодов массового спроса вроде выходных и праздников), а везти дешево — убыточно, поэтому цена и меняется. Грубо говоря, сначала устанавливается средний тариф. Если продажи идут вяло, он снижается. Если билеты нарасхват — повышается. При любом текущем тарифе ситуация повторяется. Поэтому не факт, что сильно заранее билет будет дешевле всего, а перед самым вылетом дороже всего.

Существуют попытки предсказать изменения цены билета на основе статистики; так работает, например, запущенный ровно год назад алгоритм «Пророк» у Aviasales. Однако на практике он практически всегда рекомендует покупать билет сразу, а люди, привыкшие к тому, что все обычно лишь дорожает, предпочитают не испытывать судьбу.

Илья Шатилин

Views:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *