Utair хотят превратить в новую авиакомпанию

Стали известны подробности о новой региональной авиакомпании, которую собирались создать государственные банки — Сбербанк и ВТБ. Как пишет газета «Ведомости», нового авиаперевозчика создадут не «с нуля», а путем реформирования авиакомпании Utair, которая имеет многомиллиардные долги перед кредиторами, в первую очередь перед «Сбербанком» и с большой долей вероятности не сможет их вернуть. В конце 2018 года Utair объявила о приостановке выплаты долга, сосредоточившись на поддержании операционной деятельности.

Банкротить авиакомпанию не планируется; долг конвертируют в акции либо же будет заключено соглашение о перевозках. Основную ценность в данном случае представляет сертификат эксплуатанта Utair: если при создании авиакомпании с нуля требуется выполнить определенные требования законодательства по количеству самолетов (не менее 3 для чартерных перевозок и не менее 10 для регулярных), то при наличии действующего сертификата это не требуется; также сохранятся допуски на международные направления. Они, впрочем, новой региональной авиакомпании не очень-то нужны; она сосредоточится на выполнении прямых рейсов между городами России, минуя Москву.

Что характерно, в этом направлении в последнее время развивалась и сама Utair: после ребрендинга 2017 года она стала позиционировать себя как авиакомпания для полетов по России и развивать региональные базы. Всего у авиакомпании 11 мини-хабов по всей стране: в Уфе, Екатеринбурге, Краснодаре, Красноярске, Минеральных Водах, Ростове-на-Дону, Самаре, Сочи, Сургуте, Тюмени и Ханты-Мансийске. В 2019 году Utair планирует усилить хаб в Ханты-Мансийске и открыть оттуда новые направления. Тем не менее, основным хабом остается московский аэропорт Внуково, на который приходится более 160 рейсов Utair ежедневно.

В 2015 году Utair уже находилась в глубоком кризисе; тогда из него удалось выйти путем серьезного сокращения флота (на треть) и закрытия большого количества направлений. После этого авиакомпания начала работать фактически по модели лоукостера — по крайней мере, в части сервиса (плотная компоновка, все допуслуги платные при низком базовом тарифе). Точнее эта бизнес-модель называется low fare, потому что low cost предполагает еще и снижение издержек, например, за счет сокращения времени оборота ВС и использования молодого однотипного флота с низкими затратами на обслуживание. У Utair же основу флота составляют Boeing 737 Classic, выпущенные в 1994-1998 годах.

Тем не менее, ряд мер по экономии средств принимается, например, в 2018 году Utair первой в России запустила новую систему планирования оборотов рейсов для экипажей компании Jeppesen, что позволило сэкономить 31,3 млн руб. в 1-м полугодии 2018 года.

Utair входит в топ-5 российских авиаперевозчиков. Авиакомпания летает по 150 направлениям, более 60 из которых уникальны. По итогам 2018 года Utair перевезла более 7 950 000 пассажиров и увеличила пассажиропоток более чем на 8%. Новая авиакомпания, по планам, будет перевозить 6-10 млн. пассажиров в год. Она создается по поручению правительства; еще в мае президент Владимир Путин издал указ, согласно которому доля рейсов между регионами в обход Москвы должна к 2022 году превысить 50% (сейчас чуть более 20%, из них львиная доля приходится на рейсы из/в Санкт-Петербург).

Views:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *