Как все устроено: работа авиадиспетчера

В день, который бывает раз в 4 года — 29 февраля — нам удалось пробраться на важнейший стратегический объект, где безопасность обеспечивается на порядок серьезнее, чем в аэропорту: такого досмотра на входе нет даже у параноиков в США!

Знакомьтесь: Московский центр автоматизированного управления воздушным движением. Именно здесь сидят диспетчеры, контролирующие все самолеты над самой активной в плане движения частью европейской территории России. На западе зона ответственности центра ограничена Украиной и Белоруссией, на севере — территориями петербургских и вологодских диспетчеров, а на юге и востоке — ростовских и казанских. 58-59% всего российкого трафика — именно здесь: гиперцентрализация в нашей стране наблюдается во всех отраслях, и, несмотря на тенденции к общему спаду объема авиаперевозок, в районе Москвы он продолжает расти.

Сразу за оградой диспетчерского центра начинаются обычные частные домики

Сразу за оградой диспетчерского центра начинаются обычные частные домики

При этом сейчас московские аэропорты мешают друг другу развиваться. Например, то же Внуково, рядом с которым расположен диспетчерский центр, могло бы обслуживать в 10 раз больше пассажиров (речь о самих терминалах), но тут кругом Москва и эффективные схемы использования воздушного пространства реализовать сложно (да еще и полосы пересекаются, то есть, работать может только одна). Открывающееся Раменское (Жуковский) мало что изменит: там будет очень мало трафика и в основном этот аэродром используется для экспериментальной авиации, плюс там заходить можно только с одной стороны — с другой (курс 123), опять же, Москва и аэропорт Домодедово — в воздухе будут «пересечения». Остафьево тоже слишком близко: вообще, чем дальше аэропорт от Москвы, тем лучше, но развитие аэропортов Ермолино в Калужской области или Твери пока так и осталось в планах.

ТЕРКАС - разработка 1970-х годов, начала эксплуатироваться в 1981-ом.

ТЕРКАС – разработка 1970-х годов, начала эксплуатироваться в 1981-ом.

Диспетчерский центр открыт в 1981 году. В СССР тогда не было современного оборудования и поэтому, как это обычно бывает, призвали варягов — в смысле, купили систему «ТЕРКАС» у шведской компании Stansaab (позднее она стала называться Datasaab, а потом была куплена Ericsson). С этой покупкой была связана целая история: часть компонентов системы была американского производства, и на них шведы не смогли получить экспортные лицензии (ограничения на экспорт продукции двойного назначения в отношении России действуют в США до сих пор). И тогда шведы перемаркировали эти компоненты и отправили их в Москву контрабандой через советских дипломатов. Позднее это вскрылось, и в 1984 уже Ericsson согласилась заплатить штраф в размере более 3 миллионов долларов за нарушение экспортных патентов.

Новый диспетчерский центр запускается в 2016 году

Новый диспетчерский центр запускается в 2016 году

Сейчас теплый ламповый «ТЕРКАС» используется для тренировок диспетчеров, а в самом центре запускается новое оборудование уже российского производства, разработанное петербургским институтом ВНИИРА. Пока происходит отладка и освоение, начало работы запланировано на апрель.

Подробнее в видеоролике:

В МЦ АУВД работают примерно 530 диспетчеров. В одной смене минимум 10 человек, из которых в среднем 2 в отпуске, один на больничном, т.е. 7-8 выходят, а одновременно работают минимум 5.

Женщин-диспетчеров 15-18%, в 45 лет они выходят на пенсию

Женщин-диспетчеров 15-18%, в 45 лет они выходят на пенсию

У них жесткие требования по здоровью — практически как у пилотов — и работа считается вредной: на пенсию отправляют уже в 50 лет (а женщин — в 45, их тут 15-18%), отпуск — 67 дней, есть надбавки за вредность, санаторно-курортное лечение, а рабочая неделя состоит из 36 часов. Тем не менее, желающих гораздо больше, чем мест: средняя зарплата здесь составляет 180 тысяч рублей, а еще дают беспроцентную ссуду в размере 1,9 млн., которую можно использовать в качестве первого взноса по ипотеке. Через 3 года работы можно покупать авиабилеты в любую точку мира за 50% их стоимости, а через 7 лет летать бесплатно. У диспетчеров есть своя футбольная и хоккейная сборные, и даже тренажерный зал прямо в Центре управления полетами — правда, ходить в него можно только после смены, ибо вдруг получишь травму?

Занимаясь спортом, не забудь убрать гантели.

Занимаясь спортом, не забудь убрать гантели

Типичный график выглядит таким образом: смена с 14 до 22 часов, затем ночевка в комнате отдыха (профилактории) и новая смена с 8 до 14:30. Затем до 16:30 разбор полетов, изучение документов, и с 21:30 до 8:30 — ночное дежурство, после чего 3 дня выходных.

У диспетчера на вышке отображается список всех прилетающих и вылетающих бортов

У диспетчера на вышке отображается список всех прилетающих и вылетающих бортов

Каждый диспетчер продлевает свидетельство раз в два года, проходя медкомиссию. Также проводятся квартальные, годовые и предсменные осмотры.

Изначально диспетчеру присваивается третий класс — в процессе развития легко дорасти до первого (и таких здесь 70%). И всячески стимулируется изучение английского языка: за его знание зарплата увеличивается на 50%.

На вышке без английского совсем сложно

На вышке без английского совсем сложно

Учат на диспетчеров лучше всего в Санкт-Петербургском университете гражданской авиации (СПбГУГА), также есть выпускники МГТУ, Ульяновского института ГА и колледжа в Красноярске.

SONY DSC

Нужно уметь различать самолеты визуально

Обязательные плакаты с разными типами самолетов

Обязательные плакаты с разными типами самолетов

У аэродромных диспетчеров - свой тренажер.

У аэродромных диспетчеров – свой тренажер

И, кстати, диспетчерский центр очень активен в социальных сетях: Вконтакте (vk.com/gkovd), Facebook (fb.com/gkorvd), Twitter (twitter.com/ATM_Corporation), Instagram (instagram.com/gkovd) и Youtube (youtube.com/gkovd).

Взлет Boeing-737-800 авиакомпании "Победа". Вид с вышки (КДП) аэропорта "Внуково". На заднем плане - перрон с Боингами "Трансаэро".

Взлет Boeing-737-800 авиакомпании “Победа”. Вид с вышки (КДП) аэропорта “Внуково”. На заднем плане – перрон с Боингами “Трансаэро”.

Илья Шатилин

  • Ролик не работает

  • tatygrishana

    Интересная работа. Я бы с большим удовольствием живьем понаблюдала за их работой.

  • GuruPeatear

    Если честно, я немного в шоке, потому что если например я бы оказалась на их месте, то моментально бы впала в панику. Такая ответственность, так все сложно, аж в голове кругом )

  • cuteIzara

    Ой, мне кажется что я никогда все такое не освою.

  • Платон

    Я конечно и раньше осознавал что работать диспетчером сложно. но теперь даже как то уважения добавилось. Вот такая ответственность то и помогает нам спокойно летать и возвращаться домой.

  • Владик

    Ого.. Так все сложно.

  • На востоке Казань-контроля уже нет давно. Теперь там Самара-контроль и, соответственно, Самарские диспетчеры.

  • bolshakovich

    Не легкий же у них труд.

  • Арина

    Я тоже мечтала о такой работе но как то не сложилось. Поэтому я завидую этим людям и уважаю их труд. Они молодцы.

  • Виктория Сазонова

    Интересная профессия, с этим не поспоришь.

  • ginnyred

    Вообще я уважаю их работу, потому что именно с их помощью и ответственному подходу к работе мы можем спокойно летать на длинные расстояния и не волноваться, что с нами может что то случиться

  • Вика

    Так интересно, я бы с большим удовольствием побывала на их работе.

  • peatearia

    На первый взгляд ничего сложного нет. Но как подумаешь, какова цена ошибки отдельно взятого человека, волосы дыбом. Люди должны быть командой и хорошо понимать друг друга.

  • foralina7

    На такой работе надо быть всегда внимательным.

  • Слава Башметова

    Интересней работы мне кажется не найти.

  • Гера

    Работа ответственная и хорошо что все кто работает диспетчерами, понимают то что они за нас в ответе. А вообще на первый взгляд все так сложно. Мне кажется что я бы не справился.

  • pashin19

    Их труд заслуживает уважения.

  • @dibart1 в83-85 служил диспетчером-кодировщиком зонального центра единой сист.й упр ..я воздушным движением ЗАБ ВО.