В центре Петербурга летает Boeing 737 внутри посадочной капсулы космического корабля «Восток»

Когда в общественном транспорте Санкт-Петербурга объявляют остановку «Дворец творчества юных», об этом месте никогда не подумаешь, как об альма матер для многих летчиков и космонавтов. А между тем в здании, о котором у многих сложилось мнение как о доме пионеров с кружками танцев, кройки и шитья, работает настоящий клуб авиации и космонавтики. Он только кажется детским: на самом деле внутри ожидают совершенно недетские вещи. Там есть настоящая посадочная капсула космического корабля «Восток», кабина самолета Boeing 737, пульт диспетчера, управляющего воздушным движением, мини-планетарий, наука и невероятно влюбленные в небо люди.

Попасть в Юношеский клуб космонавтики имени Г.С. Титова, если ты не ребенок-семиклассник, который хочет в него записаться через администрацию Дворца творчества, кажется задачей нереальной (нам, взрослым, не отвечали оттуда полгода), но, обратившись в клуб напрямую, получаешь all-in-one: и экскурсию, и полёты, и желание помолодеть, чтобы прийти снова и поучиться.

IMG_8548_Extracted

Проходи, не бойся

 

Клуб работает с 1961 года и носит имя Титова с его собственного разрешения. Каждый год в Клуб приходят примерно 150 детей, возрастное ограничение – с 7 класса. Дети – самые разные, здесь нет гендерного клише насчёт того, мужское это дело или женское. Как рассказал Александр Летовитез, один из преподавателей, курирующий практические занятия на авиационном тренажере самолета Boeing 737, в прошлом году до конца обучения смогли пройти 3 девочки.

Учёба начинается с теории в классах, оборудованных вполне современно

Учёба начинается с теории в классах, оборудованных вполне современно

Фотографии «звёздных» выпускников впечатляют. Здесь можно встретить мастеров спортивной авиации – Михаила Мамистова и Сергея Рахманинова, космонавта Андрея Борисенко (летал ТУДА, его скафандр хранится в Клубе), Екатерину Иванову, женщину-космонавта, которая 5 раз была дублёром (у Терешковой и Савицкой тоже), но реального космического полёта пока так и не совершила.

IMG_8450_Extracted

Изучение истории здесь тоже обязательно

Все они в юном возрасте начинали свой путь именно здесь. Александр Летовитез довольно буднично говорит нам о том, что у них проходят встречи и с летчиками, и с космонавтами ­– здесь никто не делает из этого какого-то пиара, душевная атмосфера места этого и не требует. Любишь небо – просто приходи. Сейчас в Клубе работает 14 преподавателей, в основном все в прошлом практики. Детей обучают по трём специализациям: астрономия, авиация и космонавтика. Разумеется, Клуб дружит и с Пулковской обсерваторией, и с аэропортом Пулково, и с авиакомпаниями. «Сколько наших выпускников летает в «России» и «Аэрофлоте» — даже не сосчитать», — говорит Александр.

Нас проводят в главный зал, где в глаза бросается объект, подозрительно похожий на космическую посадочную капсулу. «Классный муляж», — думается поначалу. Но не тут-то было. Капсула – настоящая, она была ТАМ вместе с кораблём «Восток». Конечно, после посадки её отчистили и покрасили, более того, после большого космического путешествия она успела поработать на подводников в качестве тренировочной барокамеры, и моряки прикрутили к ней чуждый элемент – «переходник» с типичными для подлодок механизмами. Элемент прижился. Капсула весит 2,5 тонны. Мы смотрим на неё и пытаемся понять, как же эту конструкцию затащили на второй этаж. «Идите сюда», — приглашает к окну Александр. «Видите неровность на стене? Мы тут как-то собрались, поработали кувалдами, расширили место, затем краном с улицы подняли капсулу, вкатили в комнату. У нас одна из родительниц, чья-то мама, была по профессии отделочником помещений. Ну и вот, через два часа стена снова была как новенькая».

Настоящая. Садилась, правда, без экипажа – управлялась приборами

Настоящая. Садилась, правда, без экипажа – управлялась приборами

«А где же ваш Боинг?» — «Да вот же, внутри», — Александр приглашает заглянуть внутрь капсулы. И действительно, вот она, авиация и космонавтика! Внутри «шарика», как называют здесь капсулу, размещено оборудование тренажера-кабины Boeing 737NG. Изначально – из соображений экономии места, но получилось весьма концептуально.

Входа – два: сзади и со стороны второго пилота. «Дверь» открыта с тыльной стороны

Входа – два: сзади и со стороны второго пилота. «Дверь» открыта с тыльной стороны

Поскольку в тренировках важна не столько красивая картинка, сколько умение управляться с многочисленными приборными панелями и понимать, что сообщают о параметрах полёта мониторы, нас не напрягает отсутствие 100% реалистичности на мониторах. А вот приборы настроены и откалиброваны настоящими профессионалами, так что мы с большим интересом по очереди садимся в кресло второго пилота с инструктором, а потом и вовсе остаёмся управлять «самолётом» вдвоём (напомним, недавно мы посещали тренажерный центр Академии гражданской авиации, где летали на Airbus A320 и других тренажерах, кроме Boeing)

Не сказать, что тесно, только пол на 20 см выше, чем в настоящих самолётах, но на скорость не влияет

Не сказать, что тесно, только пол на 20 см выше, чем в настоящих самолётах, но на скорость не влияет

Курс задан, ready for takeoff, V1, rotate! По ходу полёта Александр, имеющий практический опыт полётов на этом типе ВС в авиакомпании «Пулково», корректирует наши действия. Некоторые его советы сначала кажутся преждевременными, но потом ты понимаешь, что поговорка «хороший лётчик должен лететь впереди самолёта», существует не просто так. После включения автопилота, когда нашим виртуальным пассажирами можно отстегнуть ремни и сходить в туалет, инструктор говорит, что Боинг летает в темпе вальса – раз-два-три: крен-парирование-выравнивание, нежно, спокойно. А вот Туполев – это танго: отрывисто, чётко, с точным расчётом и один раз.

Сразу удержать в голове назначение всех тумблеров и лампочек не-воз-мож-но

Сразу удержать в голове назначение всех тумблеров и лампочек не-воз-мож-но

В Клубе также есть свой виртуальный ЦУП, где можно вести наблюдение за спутниками, и диспетчерский пульт для управления полётами. Полётами – реальными, но виртуальными, всё это делается через узел виртуальной авиации ИВАО.

Рабочее место диспетчера

Рабочее место диспетчера

Кроме удовольствия и обучения здесь уделяется большое внимание науке. Сейчас ведутся два значимых проекта: разработка беспилотников и микроспутников. О первом нам известно, что весить летательный аппарат будет около 70 кг, а его длина от 4 до 7 метров, а вторым интересуются люди в формах, поэтому нам ничего неизвестно 🙂

IMG_8458_Extracted

Главная причина, по которой сюда не зарастёт народная тропа из людей, любящих небо, заключается не в наличии капсулы, скафандров и тренажёра. А в том, что здесь относятся ко всему не как игрушкам. «Поиграть дети могут и дома – пожалуйста, куча симуляторов, и вечный вопрос – может ли симмер посадить настоящий самолёт. Ответ отрицательный: теряются они на настоящей технике. Мы здесь в первую очередь прививаем уважение к технике и серьёзному к ней отношению», — говорит Александр.

Лётная мудрость, написанная кровью

Лётная мудрость, написанная кровью

ПОКА ГОТОВИЛСЯ ЭТОТ РЕПОРТАЖ

11 сентября 2015 исполнилось 80 лет со дня рождения Германа Титова. Это приятное совпадение – случайный подарок юбиляру и всем причастным.

 

ТЕКСТ: Марианна Янкова

ФОТО: Людмила Крылова

 

0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии