Чартеры: как все устроено

Что такое чартерный авиарейс и как на него купить билеты, мы в общих чертах уже рассказали, а теперь давайте изучим тему поглубже.

Чартеры бывают формальными — таковыми они заявляются для авиавластей и в ряде случаев де-факто чартерами не являются, например, рейсы в Грузию из России совсем недавно оформлялись как чартерные, но продавались и выполнялись как регулярные — разницы никакой нет — разве что рейс нужно согласовывать каждый раз вместо того, чтобы заявить все расписание скопом.

Нас же интересуют фактические чартеры — которые, в свою очередь, могут формально быть заявлены и как регулярные. Главное их отличие от настоящих регулярных рейсов заключается в том, что билеты на них не продаются в ГРС (GDS), таких как Amadeus, Sabre и т.п. То есть, рейс может быть даже заведен в эту систему, билеты видно, но купить их нельзя нигде, кроме как через турфирмы, выкупившие места на рейсе. Однако сейчас чартерные авиакомпании в целях экономии не платят за размещение рейсов в GDS, а создают свои системы, с которыми и работают турфирмы-агенты: GDS нужны просто для большего удобства этих турфирм, которым достаточно работать с одной системой, а не множеством разных.

Горящий чартер дешевле билета на вылетающий на днях регулярный рейс, но совсем уж "халява" встречается редко.

Горящий чартер дешевле билета на вылетающий на днях регулярный рейс, но совсем уж “халява” встречается редко.

Кроме того, существует блочная система: то есть, на регулярном рейсе авиакомпания продает блок мест турфирме, а остальные продает сама. Билеты на этот рейс можно купить в разных местах и цены порой могут отличаться очень существенно: перед самым вылетом у авиакомпании будет, как правило, максимальная цена (т.к. билеты по дешевым тарифам разойдутся в первую очередь), а «горящее» место из блока можно будет купить у турфирмы по очень привлекательной цене. Впрочем, в ряде случаев авиакомпания, если может, сама продает оставшиеся блочные места, компенсируя турфирме разницу. Да и таких историй, как раньше, когда билет Москва – Анталия на завтра можно было купить за 50 долларов, сейчас почти нет. Тем не менее, если у вас свободный график и вы можете сорваться в любой момент, можно попробовать поискать чартерные билеты.

В рамках программы финансовой поддержки Греции можно улететь туда чартером почти за 300 тысяч рублей.

В рамках программы финансовой поддержки Греции можно улететь туда чартером почти за 300 тысяч рублей.

Более того, исключительно чартерных рейсов в природе мало. Скажем, какой-нибудь Москва – Пхукет может быть совершенно регулярным и только часть мест будет блоками отдана туроператорам под их нужды.

Вообще далеко не по всем направлениям бывают чартеры. Скажем, между столицами их вообще не должно быть (по закону), но даже между Москвой и Нантом вряд ли найдется чартер, потому что такие рейсы появляются для туристических нужд.

Невозвратность чартерных билетов (а юридически такой билет может быть и чартерным, и блочным, и даже частью группового тарифа) — на самом деле миф, хотя чаще всего в договоре (а билет «в туре» сопровождается договором на тур, даже если вы не покупаете сам тур) прописывается, что даже уважительная причина типа болезни, смерти или невыдачи визы не является основанием для возврата — покупайте, мол, страховку от этих рисков.

В этом плане чартерные билеты хуже, да и в случае задержки рейса придется побегать, т.к. авиакомпания, скорее всего, будет пытаться переложить ответственность на турфирму, в которой вы купили билет, а представителей этой турфирмы в аэропорту в день вылета может с большой долей вероятности и не оказаться. Да и если билет у вас отдельно от тура, то никаких компенсаций, скажем, за незаезд в отель из-за задержки вы не получите (а те, кто купил тур — получат).

Чартер может запросто стоить дороже регулярного рейса.

Чартер может запросто стоить дороже регулярного рейса.

Выписку чартерных билетов, кстати, можно делать когда угодно, а не в последний день. Это «правило последнего дня» — не более чем следствие лени работников турфирм, которым удобнее выписать все билеты сразу, а не по несколько штук каждый день.

Искать билеты на чартерные рейсы умеет Aviasales — у поисковика 2 агента с такими предложениями, один из которых Clickavia. В поиске чартерные рейсы подписываются, то есть, путешественник не промахнется. Также есть (upd! не работающий сейчас) сервис Steptotravel, который удобен тем, что в нем сразу видны доступные направления и даты, благодаря чему поисковая выдача не забивается регулярными рейсами при отсутствии чартеров, как на Clickavia.

Step To Travel показывает исключительно чартеры

Step To Travel показывает исключительно чартеры