Профессия: путешественник. Интервью с Александром “macos” Беленьким

Саша Беленький – это не сын персонажа “Бригады”, а путешественник если не по призванию, то, во всяком случае, по профессии. Ездить в разные города и страны, а потом писать об этом репортажи – его основная работа. Вообще он вроде как автопутешественник, но на своей машине проезжает всего 5 тыс. километров в год, так что, получается, он самый что ни на есть продвинутый авиапассажир, которому самое место на Frequentflyers.ru.

– Насколько часто ты вообще летаешь? Сколько сегментов в год?
– Считал это только однажды, в 2012 году. Получилось 80 сегментов. Потом как-то вёл “дневник полётов” (есть такой сайт, куда заносил все данные о перелётах), но давно забил на это.
Но вообще не помню, чтобы летал реже раза в месяц.

– В основном это короткие или длительные перелеты?
– Здесь всё непредсказуемо. Всегда по-разному, и всё меняется: если два года назад я постоянно летал по Европе, в этом году длинных перелётов было больше. От четырёх часов и дольше.
Со временем я вообще длинные больше полюбил, хотя поначалу не знал, чем себя занять.
– И чем ты себя теперь занимаешь?
– Работаю или сплю. Наверное, это звучит смешно, но на земле не находится достаточного количества времени, чтобы поспать, а огромное количество отвлекающих факторов часто мешают сосредоточиться. Так что я против интернета на борту. Хотя иногда пользуюсь.
– Хорошо ли тебе спится в экономе? Есть какие-то секреты, чтобы заснуть?
– Я ни разу не летал бизнесом, так что не с чем сравнивать. Заснуть проще всего на взлёте и посадке. Многие компании до сих пор просят отключить все устройства и зорко следят за этим.
Секреты? Наушники в уши, спокойную музыку в плейер, повязку на глаза. Даже орущие дети не потревожат.
– А выпить накануне?
– Не вижу связи. Кто-то советует?
– Конечно, многие же перед вылетом накатывают, чтобы быстро заснуть и не так страшно было лететь.
– Мне не страшно, может, в этом дело? В самолёте редко пью, всё-таки на высоте оно по-другому действует. Но если летишь, например, Emirates, грех не заказать виски, а у Air France не выпить вина. Но на сон оно не влияет. Привычка выработалась уже: как только самолёт начинает разгон по ВПП, я уже вижу первый сон. Просыпаюсь через полчаса, как раз к началу обслуживания.
– А где ты любишь сидеть, чтобы поспать?
– У окна.
– Какие-то есть вообще предпочтительные места у тебя в самолетах?
– В какой части самолёта, не важно, но ближе к хвосту есть шанс, что место соседа окажется пустым.
А шторка иллюминатора у меня всегда закрыта. В отличие от некоторых путешественников, для меня полёт это не нечто особенное, а просто способ доставки себя из одной точки на планете в другую.
– Но на взлете и посадке все равно приходится ее открывать, или ты как-то умеешь договариваться с кабинным экипажем или иначе маскироваться – шторка, наушники опять же?..
– Я про основной полёт. С наушниками на взлёте тоже есть хитрость, но я не буду её рассказывать
Скажу лишь, что прибегаю лишь в крайних случаях, когда кричащие дети сидят совсем близко.
– Нет, ты уж расскажи, а то я расскажу свою и припишу ее тебе.
– Может, ещё про то, как получить еду бизнес-класса, сидя в экономе, рассказать?)
– Конечно! И как попасть в бизнес-зал, если у тебя билет в эконом.
– Ну, тут совсем просто: 400 долларов в год творят чудеса. Или золотая мильная карта, но она ограничивает возможности.
– 400 долларов – вполне ощутимые деньги, а на золото еще надо налетать. Можно сделать это бесплатно, но вернемся все-таки к наушникам и еде…
– С наушниками просто: если в толстовке с капюшоном летишь, надел капюшон, спрятал наушники, прислонился к окну и спишь (или типа спишь). Главное, чтобы пристёгнутый ремень было видно.
– Я почти так же делаю, только наушники беру специальные беспроводные с оголовьем – кажется, что они сняты и висят на шее. А что с едой?
– А с едой это шутка была. Хотя ты, конечно, скажешь, что всё возможно, но сам секрет не раскроешь. Про еду – когда покупаю билеты сам, беру кошерное питание. Но это тоже старая “фишка”?
– Конечно, KSML – это известная история, причем можно заказывать его даже если билеты покупаешь и не сам. А где кошерное питание самое кошерное?
– Самое кошерное питание у EL AL.
– Ахахаахха. Ну, а у тебя-то какая любимая авиакомпания и почему?
– Прямо одной какой-то любимой нет. Есть нелюбимые, но об этом не будем? Могу назвать несколько перевозчиков, которые мне очень симпатичны, и при прочих равных я бы выбрал именно их: из европейцев это Lufthansa и KLM, из азиатов это Cathay Pacific, Emirates и Turkish Airlines.
– Будем и о нелюбимых, подожди. А чем тебе нравятся именно вышеперечисленные? Что в них особенного?
У каждой что-то своё. Ах да, я забыл про Brussels Airlines, давно ими не летал. Если честно, в целом все международные авиакомпании примерно одинаковые сегодня. Просто есть те, кто предлагает бесплатный алкоголь и даёт железные приборы, а другие дадут бутерброд-треугольник за весь полёт. Все эти различия – они исключительно в мелочах. Но кому-то эти вещи важны.
– А что для тебя самое важное в авиакомпании?
– Самое-самое? Одно?
– Ну, одно-два, иначе это будет стандартный список хотелок
– Дружелюбность и вежливость. Потому что у всех бывают задержки, замены бортов, разные технические косяки. А полёт для многих пассажиров – штука нервная сам по себе. Именно в таких ситуациях и проявляется “качество” компании. А конфетки перед взлётом или бесплатное вино – это ерунда.
– Тогда расскажи, у кого с этим хуже всех и кем бы ты никогда не полетел ни за какие коврижки?
– Ты и сам знаешь. И знаешь почему именно я так отношусь теперь к такой компании.
– Ну это я знаю, а читатели-то не знают. Кстати, даже неверную жену можно простить. А что должен сделать Аэрофлот, чтобы ты перестал его ненавидеть?
– Для начала извиниться на официальном уровне. Ну и уволить мудака, на которого жалуются десятки пассажиров, обвиняют в хамстве и вымогательстве, а его держат по блату.
Если быть совсем честным, я хоть декларирую, что не летаю Аэрофлотом, за прошедшие с конфликта два года трижды ими летал. Когда лететь было надо, а других вариантов не было.
Все мои претензии сводятся к их отношению к клиентам. И как раз в экстремальных ситуациях они сразу пускаются в хамство, что на уровне персонала, то и на уровне компании.
Кто научил их, что клиент всегда неправ – не знаю.
– Так а в чем ты был “неправ”, по мнению того нехорошего человека?
– Неправ в том, что формально у меня было два места ручной клади вместо одного. Чемодан, подходящий по габаритам+рюкзак с фототехникой. Я ему объяснил это, он не захотел слушать и сразу включил бычку и хамство. Сказал, что тогда отказывается регистрировать, я попросил выдать письменный отказ в таком случае. И завертелось. Всё описано в посте, собственно.
Формально я действительно хотел пройти с двумя местами ручной клади, но фототехника, как известно, в багаж не сдаётся и взвешиванию не подлежит – а у меня две большие камеры. Кроме них, ноутбука и зарядок, в рюкзаке больше ничего.
Кстати, и до и после той истории меня иногда просили сдать все-таки чемодан, но вежливо и тактично. Иногда пропускали, после того, как я показывал содержимое рюкзака.
Здесь сразу включилась бычка и “большой начальник”. Я даже бегал за ним вдоль стойки регистрации с фотоаппаратом, чтобы запечатлеть его прекрасный портрет.
Никогда и нигде больше не встречал такого цирка. А в сети он оказался очень известным персонажем, на него куча жалоб, в том числе в вымогательстве.
Насколько известно, сейчас господин Косов продолжает работать.
– А какие, наоборот, были ситуации, когда авиакомпании шли на нарушение инструкций, чтобы пойти навстречу тебе, пассажиру? Мне вот выдавали просто так посадочный на опаздывающего к регистрации пассажира. Без всяких документов. А тебе что запомнилось?
– Ничего выдающегося не помню, как я говорил в начале нашей беседы, для меня полёт это как на автобусе в соседний район съездить. Если бы той истории с Аэрофлотом не случилось, может, и вспомнить было бы нечего. Ах да – я никогда не опаздывал на самолёт! И надеюсь, сегодня не опоздаю – через пару часов снова в путь.
– То есть ты всегда так заранее выезжаешь? Как тебе это удается?
– Рассчитываю время. Иногда приезжаю в аэропорт не за два, а за четыре часа. Не из за боязни опоздать, просто мне удобнее сесть и поработать пару часов в аэропорту, чем сидеть до упора дома.
– Какой у тебя любимый аэропорт? Где удобнее всего работать в ожидании рейса?
– В Москве люблю Шереметьево (Е и Д) за современность, ещё Внуково за пустынность.
В аэропортах Ататюрк, Схипхол, Дубаи и Франкфурт, где я много раз пересаживался, есть “любимые” места – где добивает вайфай. А самый удобный из всех, где я был – аэропорт Хельсинки.
Но теперь у меня есть priority pass (хвастаюсь), и сегодня первый раз пойду в бизнес. Говорят, там бесплатный вайфай и томатный сок без ограничений.
– Томатный сок на земле – не труЪ! ОК, а какие у тебя нелюбимые аэропорты?
Домодедово (за два косяка, которые они упорно не хотят исправлять), плюс “средний по больнице” советско-российский аэропорт, типа Иркутска, Ростова, Кемерово, Астрахани, Минска.
Там совершенно тупая система, когда регистрация начинается за два часа, а досмотр пассажиров – за час. И вот приезжаю я раньше поработать – и хренушки. Даже имея посадочный на руках, ты всё равно не пройдёшь в зону вылета. Когда начинается досмотр – приходится толпиться.
– А что за два косяка в Домодедово?
– 1. Жопа с парковками. 2. Большая жопа с паспортным контролем на прилёте. Хотя, в случае с первым – спасает Аэроэкспресс, со вторым – иногда везёт.
– А ты часто ездишь в аэропорт на машине? Ненадежно же!
– Ненадёжно. На машине езжу в Шарик, ибо ближе по МКАД, чем через центр с тремя пересадками. Ну и ночью.

LR2015.01-RUS.28-Transaero-14
– Так, а расскажи теперь, какой у тебя любимый тип самолета? И вообще, старался ли ты когда-нибудь взять какие-то билеты так, чтобы полететь именно на нем?
– Не, тут я не фанат. Люблю хорошие современные самолёты, а Боинг или Аэробус это – не принципиально. Единственное, что предпочитаю на дальнемагистральных A330 777-му из-за компоновки. 2-4-2 удобнее, чем 3-4-3. На “Суперджете” не летал, стрёмно. Старался ли я взять билеты, чтобы специально полететь? Да, один раз купил в Вашингтон Люфтганзовский 747-8, потому что обещали Интернет на борту за 20 евро в течение всего полёта. А он не работал
А компоновка у широких “Боингов” все-таки не очень нравится (иметь одного соседа, сидя в ряду у окна лучше, чем двух – у 330 по два кресла) Ну и один раз ради интереса полетел на A380. Да, большой. Да, иллюминаторы почти как у меня в квартире окна. Но не более. В экономе ты все равно сидишь в своем кресле и носа не суешь. Что у Джамбо, что у 380 весь прикол во втором этаже, а там бизнес и первый.
– А нелюбимые самолеты есть? На чем ты категорически не полетишь или полетишь только в крайнем случае?
– Любые старые советские самолёты. Они отжили своё. Все эти Тушки, Яки, так далее.
На Суперджете тоже в крайнем случае. Предрассудки, может быть. Но не доверяю я этому самолёту. Туда же Fokker 100.
– Ну а чем Туполь 1990 года хуже того же по возрасту “Боинга”?
– Тем же, чем ВАЗ-2106 хуже VW Passat одного и того же 1990 года. Как минимум – салоном.
В том памятном стамбульском рейсе я летел на ИЛ-96, это чуть ли не последний рейс АФЛ на нём был. Ну неудобно же. Багажных полок у среднего ряда нет, а там, простите, 40 рядов по три кресла. И где им всё это размещать?

 

Илья Шатилин