Безопасность полета: кислородные маски. Как все устроено.

Обычный пассажир видит кислородную маску только во время предполетного инструктажа, да и то большинство почему-то во время их демонстрации смотрит куда-то по сторонам. А зря! Однажды маска может вам очень сильно помочь, а как и почему – мы сейчас расскажем.

Сама возможность летать быстро для самолета обусловлена сниженным сопротивлением воздуха: чем дальше от Земли, тем меньше его плотность (т.е. меньше на единицу объема молекул кислорода, азота и других газов, из которых состоит воздух). То есть, чем выше мы летим – тем выше возможная скорость.

Быстрые реактивные самолеты летают на высотах 10-12 км (а сверхзвуковые летали и вовсе на высотах 16-18 км), но плотность воздуха на таком расстоянии от Земли настолько низкая, что, окажись вы такой высоте, то примерно через 15 секунд потеряли бы сознание от кислородного голодания, а если бы вас оттуда быстро не вынесли, то, скорее всего, и вовсе умерли бы через несколько десятков минут, а если бы и остались живы, то долго бы лечили последствия гипоксии, баротравмы, высотной или декомпрессионной болезней: с этим не шутят.

Поэтому самолеты имеют герметичный фюзеляж, в котором во время полета поддерживается гораздо более высокое давление, чем за бортом. Отвечают за это две системы: СКВ (система кондиционирования воздуха) забирает воздух от компрессора двигателя, охлаждает, увлажняет его и под давлением подает в салон, а САРД (система автоматического регулирования давления) стравливает лишнее давление, поддерживая его на оптимальном уровне.

ECAM-manual-vs-cab-press

На протяжении полета давление в салоне разное. Когда самолет находится на земле, оно соответствует атмосферному давлению в аэропорту. При наборе высоты оно падает, в определенный момент фиксируется, а при снижении снова возрастает. Измеряется это давление неожиданно в метрах и называется “высотой в кабине” (cabin altitude) – то есть, если давление соответствует обычному атмосферному на такой-то высоте, то говорят: “высота в кабине столько-то метров”.

L

Максимально допустимой высотой в кабине считается 8000 футов (2,44 км), она поддерживается в старых самолетах (например, Ту-154, Boeing-727), в более современных она ниже (например, 6000 в Airbus A320, 6900 в Boeing-767), хотя не всегда – например, в Boeing-747 стандартная высота в кабине (5000) ниже, чем в Airbus A330 или Boeing-777.

big_3300-250x250

Именно из-за изменения давления при наборе высоты и снижении закладывает уши. И чем выше “высота в кабине”, тем сильнее. По этой же причине на борт нельзя проносить аэрозольные баллоны и т.п. – они просто могут взорваться.

Почему бы не сделать высоту в кабине всегда равной высоте на земле? Можно. Такой самолет даже есть – это бизнес-джет SyberJet SJ30. Более крупный самолет, однако, потребует для этого более прочных материалов, что или увеличит его массу и потребует более мощных двигателей с более высоким расходом топлива, или потребует использования гораздо более дорогих материалов – в общем, причина в любом случае в дороговизне.

Так вот. В силу разных причин (неисправность САРД, потеря герметичности фюзеляжа и т.п.) давление может начать падать – то есть, высота в кабине может начать повышаться, и дышать будет все труднее и труднее. Тут-то и помогут маски: они на большинстве современных самолетов выбрасываются автоматически из верхних панелей или спинок впереди стоящих кресел при превышении определенного предела (чаще всего 14000 футов), а на более старых типах самолетов еще на более низкой “высоте” (около 10000) срабатывает сигнализация и маски спешно разносит бортпроводник.

Пассажиры в момент выбрасывания масок обычно пугаются и демонстрируют полную неспособность запомнить предполетный инструктаж: маску нужно не только плотно прижать к носу и рту, но еще и дернуть за нее – только тогда открывается предохранительный клапан и кислород начинает поступать. Времени на раздумья нет – падение давления может быть очень резким и быстрым, и счет действительно идет на секунды. Именно поэтому всегда говорится о том, что сначала нужно надеть маску на себя, а затем на ребенка: если сначала инстинктивно броситься спасать ребенка, то вы имеете большой шанс остаться без сознания и оставить малыша беспомощным, просто не успев ему помочь.

drop-down airplaneoxygenmask

Именно для детей (а также на случай того, что в момент разгерметизации кто-то из пассажиров или экипажа будет перемещаться по салону) предназначена “лишняя” маска – то есть, если кресел в блоке три, то масок на некоторых рядах – четыре. Именно поэтому пассажиров с детьми сажают на определенные места, а с двумя детьми не сажают рядом: кому-то в этом случае не хватит маски, так что самовольно пересаживаться все-таки не стоит, лучше заранее выбрать удобные места в салоне. 

oxygen-mask

Долго дышать через маску в любом случае не придется: химический генератор кислорода работает около 15 минут: за это время экипаж (кстати, кабина пилотов герметична и ее система подачи кислорода независима от пассажирской) должен успеть снизиться до безопасной высоты, т.е. 8000 футов, и заняться уходом на запасной аэродром. Не бойтесь, в панике искать его пилотам не потребуется: список (для каждого участка) заранее подготавливается при составлении плана полета. Не стоит бояться и быстрого снижения, при котором гарантированно (и крайне неприятно) заложит уши: самолет не падает, а быстро снижается. Дыма в салоне бояться тоже не стоит – это, скорее всего, облако конденсата, образовавшееся при разгерметизации, либо следствие срабатывания пиропатронов, активирующих подачу кислорода на некоторых типах ВС.

Илья Шатилин

9 comments for “Безопасность полета: кислородные маски. Как все устроено.

  1. Nikita Yegorov
    12/03/2014 at 15:17

    Про пиропатроны, кстати, не знал — всегда думал, что воздух подается от резервного компрессора. Что называется, век живи…

    • Frequentflyers
      12/03/2014 at 15:25

      Пиропатроны нужны не для подачи воздуха, а для активации системы подачи кислорода на некоторых ВС.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *